Сейчас все больше говорят об индивидуальном развитии каждого школьника. Во многих регионах страны для этого уже есть все условия.
Оценка «автоматом»
Глава городского департамента образования заявил, что в Москве уже есть полноценная сеть общего, дополнительного и профессионального образования. Но тут есть одна не состыковка. Конечно, ученики теперь могут посещать не только школьные занятия, но и различные секции и кружки. Но вот единой системы взаимозачетов таких занятий до сих пор нет. И получается, что, например, профессиональный спортсмен должен заниматься на школьном уроке физкультуры наравне со всеми остальными.
«Наш ребенок с детства красиво рисует, и на семейном совете было решено отдать его в художественную школу, – говорит мама одного московского школьника – Он ходит на эти занятия, после школьных. Получается он нагрузки, которые на него ложатся гораздо больше, чем у других учеников. Времени на домашнюю работу и на отдых остается совсем мало. Время школьных уроков ИЗО он мог бы использовать для выполнения уроков, а не сидеть над их выполнением по ночам. Да и его работы на таких уроках значительно отличаются от остальных. Почему нельзя поставить ребенку оценку «автоматом» по такому предмету?»
Этим же вопросом задаются родители учеников, посещающих музыкальную школу. Но особенно ярко видно на примере уроков физкультуры.
Есть много учеников, которые параллельно занимаются в обычной и спортивной школе. И получается, что на выходных они участвуют в ответственных соревнованиях, а в пятницу на уроке школьной физкультуры их заставляют делать упражнения, нарушающие физическую подготовку. Таким ребятам просто необходимо автоматически засчитывать внешкольные занятия.
Кроме того, реформация школьной системы физического воспитания должна затрагивать не только профессиональных спортсменов, но и обычных школьников. Например, лыжи. По школьной программе положено зимой заниматься лыжным спортом. Но сделать это возможно, только если рядом со школой есть парк или стадион. А что делать, если нет? Где найти парк в центе Москвы?
Индивидуальный подход
Пришло время признать, что занятия в секциях вполне можно засчитать по профильным предметам в общеобразовательной школе. Нужно пересмотреть учебные планы и внести корректировки. Именно это и можно назвать индивидуальным подходом к образованию.
«Учесть все внешкольные занятия давно пора, – считает директор Института развития образования Высшей школы экономики – На самом дети сейчас получают безумную нагрузку. Их рабочий день иногда достигает 20 часов. Это неприемлемо. Однако, нужно учитывать, что школьная программа довольно сбалансирована. Она разрабатывалась профессионалами. Многие предметы рассчитаны и на развитие личности ребенка. Например, уроки физкультуры направлены не только на физическое развитие, но и учат работать в команде. Так что даже при разрешении взаимозачетов секций и уроков, необходимо принимать взвешенное решение. Только взаимодействие родителей, учителей и администрации школы даст хороший результат для ученика.